26
Апреля
20:49
Новости

28 Декабря 2011

АИР предложило перемирие участникам «парковых войн»

3

В 83 регионах России сегодня заявлены более 300 индустриальных парков, но только 25 – 30 – действуют, там есть резиденты и предприятия. Для того, чтобы парки эффективно работали на привлечение инвестиций, нужно грамотно выбирать территории, ориентироваться на реальные запросы промышленных инвесторов и концентрированно развивать инфраструктуру – считают эксперты.

Проблемы развития индустриальных парков обсуждались на межрегиональной конференции в Ростове-на-Дону. С докладами и презентациями выступили представители Минэкономразвития РФ, Союза российских городов, Ассоциации индустриальных парков, департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, Агентства инвестиционного развития Ростовской области (АИР), финансовых, консалтинговых структур и вузов.

- У нас есть соответствующая нормативно-правовая база – закон о государственно-частном партнерстве, областная долгосрочная целевая программа создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. Однако мы считаем, что развитие индустриальных парков идет недостаточно активно, - отметил министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев. - Мы должны предложить инвестору удобное меню и максимум опций, чтобы он сам выбирал, как реализовать проект: через развитие внутри индустриальных парков, через использование налоговых льгот и т.п.

Сегодня в России есть положительный опыт Санкт-Петербурга, Калуги, Татарстана, Московской, Ростовской области, в индустриальные парки которых пришли глобальные компании. Но есть и негативный, в том числе на уровне федерации. Например, в создание инфраструктуры для особых экономических зон (ОЭЗ) государство вложило 38,1 млрд рублей, частные инвесторы - 39,7 млрд против заявленных 326 млрд рублей. 30 резидентов ОЭЗ так и не приступили к реализации проектов.

В борьбе за инвесторов регионы нередко действуют иррационально: парки размещаются в неудачных местах, создаются невостребованные инфраструктурные мощности, которые изнашиваются и генерируют убытки, идет фактическое списание бюджетных трат. Региональные бюджеты наращивают расходы на финансирование инфраструктуры собственных индустриальных парков, чтобы сделать инвесторам более выгодное предложение, чем у соседей. При этом расходы растут опережающими возможности темпами. Сегодня целый ряд субъектов РФ предлагает инвесторам нулевой налог на имущество, нулевую ставку региональной части налога на прибыль. Аналогичным образом предлагаются и нулевые траты инвесторам при локализации их производств в том или ином индустриальном парке. Очевидно, что ниже нуля падать некуда (отрицательные налоговые ставки, доплаты инвестору за присоединение к инженерным сетям – это уже из области ненаучной экономической фантастики). Конкурирующие регионы загоняют себя в угол, эффективность бюджетных вложений в создание благоприятных условий индустриальным инвесторам – падает.

В этой связи исполнительный директор АИР Ростовской области Игорь Бураков предложил ввести новый термин – «парковые войны», но аналогии с войнами валютными, торговыми, налоговыми и прочими.   

В презентации АИР российские регионы и их индустриальные парки были представлены в образе супергероев, готовых на любые риски ради привлечения инвесторов. В противовес такому подходу, Игорь Бураков предложил выработать универсальные правила субсидирования региональных «парковых» инициатив и отказаться от демпинга по налогам и инфраструктуре.

- Сегодня варианты ответов на главный «парковый» вопрос – сколько промышленный инвестор должен тратить на инфраструктуру – лежат  в диапазоне от 0 до 15 процентов, - сообщил в своем выступлении Игорь Бураков. – Возможен некий антидемпинговый договор, внутрироссийское «парковое ВТО», которое поможет найти удобное для всех решение. 

Индустриальные парки – высокоэффективное оружие, но применять его нужно с «холодной головой»: необходимо перейти из фазы горячей «парковой войны» между регионами за инвесторов хотя бы к фазе войны холодной. В том числе – отказаться от создания парков в территориях, по определению не пригодных для локализации индустриальных инвестпроектов.

На конференции обсуждались также вопросы совершенствования инвестиционного законодательства, инвестиционной привлекательности донских муниципалитетов, территориального планирования и развития Ростовской агломерации. С докладами по этой тематике выступили директор областного департамента инвестиций и предпринимательства Татьяна Снитко, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и инвестициям Законодательного Собрания Ростовской области Александр Энтин, главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский, генеральный директор Южного инвестиционного агентства Александр Потеряхин, заместитель директора представительства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в Ростове-на-Дону Герман Крашенинников, глава представительства ЕБРР в ЮФО Дмитрий Ларионов, другие эксперты.

.