21
Декабря
21:05
Новости

18 Июня 2015

ОПЫТ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАБОТЕ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ ПРЕДСТАВИЛИ НА ПМЭФ-2015

6

Передовые практики работы с индустриальными инвесторами, успешно апробированные в Ростовской области, были представлены на круглом столе, организованном «Национальной Ассоциацией агентств инвестиций и развития» (НААИР) в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума 2015 (ПМЭФ-2015). В мероприятии приняли участие представители Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Агентства стратегических инициатив (АСИ), региональных специализированных структур по привлечению инвестиций.  

Отметим, что  НААИР – старейшая в России профильная ассоциация, объединяющая в своих рядах наиболее успешные региональные и федеральные институты развития. Наблюдательный Совет ассоциации возглавляют два сопредседателя:  вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак и президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Председатель Правления НААИР – глава Фонда  «Петербургский международный экономический форум» Сергей Беляков.

В ходе круглого стола речь шла о работе региональных организаций по привлечению инвестиций, наиболее эффективных формах и механизмах господдержки инвестпроектов, лучших управленческих практиках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

В качестве главных спикеров от регионов выступили представители Ростовской, Рязанской, Тульской областей и Алтайского края. В частности, член правления НААИР, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков, предложил вниманию участников мероприятия новый взгляд на индустриальные парки в условиях рецессии.

- Чем хороша рецессия? Тем, что она проявляет неэффективные проекты и модели, - начал своё выступление Игорь Бураков. – Даёт шанс их, по меньшей мере, скорректировать.

Глава донского АИР отметил, что сейчас в России индустриальных парков создано больше, чем ежегодно строится заводов. Стремление регионов «заманить» промышленных инвесторов в готовые, благоустроенные индустриальные парки породили массу «спящих красавиц», в создание которых инвестированы значительные, часто бюджетные, ресурсы. При этом многие парки крайне медленно заполняются резидентами, особенно в условиях рецессии, наблюдающейся во многих секторах рынка. В результате инфраструктура ветшает и дорожает для потенциальных резидентов, поскольку невостребованные мощности постоянно генерируют убытки  (их всё равно приходится содержать, платятся налог на имущество, налог на землю и т.д.), которые с течением времени накапливаются и ведут к удорожанию входного билета для будущих промышленных инвесторов.

«Работа на опережение» при создании индустриальных парков, то есть - до того, как появились реальные инвесторы – часто не дает желаемого результата, показывает крайне низкую эффективность, что особенно некстати в условиях напряженных бюджетов.  К тому же на практике большинство промышленных инвесторов сегодня озабочены вовсе не сроками подведения коммуникаций (их как раз успевают подвести за период, пока строится завод), а стоимостью обеспечения этими коммуникациями нового промпредприятия. А также надежностью сетевой организации, с которой заключается договор (индустриальные инвесторы на самом деле предпочитают иметь договоры с естественными монополиями, а не с небольшими локальными посредниками-девелоперами, развивающими тот или иной индустриальный парк).

– Что касается донского региона, то наша изначальная цель - не большое количество индустриальных парков, а максимум - новых заводов и фабрик. В Ростовской области есть ноу-хау, которое позволяет решать эту задачу. Речь об областном законе «Об основах государственно-частного партнерства», который сразу после назначения на должность губернатора Ростовской области в 2010 году подписал Василий Голубев. Закон позволяет субсидировать от 50% до 95% затрат на инфраструктуру промышленным инвесторам, реально строящим заводы и фабрики. Таким образом бюджет в первую очередь помогает не тем, кто только говорит о намерении построить предприятие или создаёт инфраструктуру под гипотетических инвесторов, а тем, кто подтверждает своё намерение первыми инвестициями. Подобный концепт позволяет всем сторонам быть ответственными и не бояться, что инфраструктура будет построена, а завод – нет, - отметил Игорь Бураков.

Он также подчеркнул, что реализуемый Ростовской областью механизм по факту превращает бюджетные субсидии в возвратные инвестиции: потраченные деньги гарантировано вернутся в виде налогов от вновь созданных заводов и фабрик.
Выгода региона при прямом инфраструктурном субсидировании конкретных промышленных проектов еще и в том, что движение вслед за инвестором позволяет не привязываться к раз и навсегда выбранным под некий индустриальный парк локациям, а развивать всю территорию, равномерно распределять потребителей электроэнергии, газа, воды, причем в первую очередь там, где существуют невостребованные инфраструктурные мощности, что,  в свою очередь, благоприятно влияет на общую ситуацию с тарифами.

Софинансирование инфраструктуры  – передовой опыт Ростовской области, инструмент поддержки самой ценной для региона инвестиционной активности – строительство новых заводов и фабрик «с нуля», в чистом поле (так называемые «гринфилды»). Возможностью получить субсидии на софинансирование инфраструктуры уже воспользовались многие компании, реализующие свои инвестпроекты в донском регионе, в том числе – глобальные и национальные отраслевые лидеры, например, американская Guardian или ведущий российский производитель мяса индейки компания «Евродон».

Круглый стол «Национальной Ассоциации агентств инвестиций и развития» стал одним из заметных событий в прологе деловой программы Петербургского международного экономического форума, который проходит в этом году с 18 по 20 июня.