Игорь Бураков: Искусственный интеллект доберётся и до законов
Председатель донского парламентского комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Игорь Бураков — о мотивах своего похода в политику, о том, почему много новых законов – необязательно хорошо, и в чём машинный интеллект может скоро заменить депутатов.
The object of power is power — Цель власти — власть, утверждал английский писатель Джордж Оруэлл. Вы с ним согласны? Для чего Вы пришли в политику?
Точно не ради власти. В этом уверен. Хотя Джордж Оруэлл – не просто писатель, а большой философ в области властной материи, и спорить с ним сложно.
На самом деле ваш вопрос лично для меня - очень непростой. Потратил немало времени, чтобы сформулировать ответ: избрался и возглавил комитет по экономической политике, чтобы масштабировать собственные усилия и результаты по развитию экономики Ростовской области. Я в этом искренне заинтересован и мне это - по-настоящему интересно. Верю в простую идею: растим экономику – налаживаем жизнь. Сегодня именно здесь могу принести существенную пользу. Звучит отчасти пафосно, но в свои 45 лет, оглядываясь назад, начинаю понимать, что, моя карьера, несмотря на её разноплановость, развивается именно по такой траектории.
Я со второго курса университета, профессионально занимаюсь экономикой. Сначала, в деловой журналистике: у меня больше 7 000 публикаций. Наверное, в России не осталось влиятельных деловых изданий, в которых я не публиковался. Помимо довольно известной в стране (не говоря уже про Ростовскую область) газеты «Город N», публиковался в «Коммерсанте», «Эксперте», Forbes, Newsweek, «Банковском обозрении», ежедневных газетах «Время MN» («Московские новости»), «Время новостей» и других. Кумир моих школьных журналистских мечтаний, автор и ведущий телепрограммы «Взгляд», Александр Любимов даже как-то отметил меня специальным дипломом «Ни дня без строчки» за внушающее уважение количество опубликованных работ в деловой прессе.
В феврале 2004 года по результатам первых успешных публикаций я получил оферту от Forbes: переезд в Москву и контракт с перспективой роста. Forbes только начинал издаваться в России: за дело взялся крупнейший в Европе издательский концерн – немецкий Axel Springer. Мне очень нравилась формирующаяся московская редакция Forbes, команда во главе с Полом Хлебниковым и Максимом Кашулинским, во многом новые для России стандарты деловой журналистики, я уже почти переехал в Москву.
Но вдруг поступило ещё одно предложение – поучаствовать в создании нечиновничьей структуры, которая бы от имени Ростовской области занялась привлечением в регион инвесторов, прежде всего внешних. Практического российского опыта на эту тему – никакого, были лишь теоретические наработки президента «Высшей школы экономики» Александра Шохина и главы «Национального агентства прямых инвестиций» Игоря Вдовина, а также огромный энтузиазм главы компании «Астон» Вадима Викулова. Многое надо было придумывать и проектировать с нуля. Мы были первыми в России, мне это показалось очень серьезным вызовом, было интересно попробовать и обязательно добиться успеха. К тому же я получил беспрецедентный для себя карт-бланш, возможность оказаться внутри процесса, от журналистского описания перейти к практическому поиску инвесторов и реализации инвестиционных проектов.
Так я оказался в числе создателей первой в России региональной специализированной организации, которая от имени субъекта Федерации по всему миру ищет и находит инвесторов, локализует их проекты в регионе.
Так почти 15 лет назад рождалось «Агентство инвестиционного развития Ростовской области».
- Опыт работы в деловой журналистике помог привлекать инвестиции?
Я с 1992 года ежедневно в течение 13 лет описывал деловую жизнь, экономику Ростовской области и юга России. Познакомился едва ли не со всеми сколь-нибудь заметными донскими предпринимателями, и мне импонировало, что в отличие от московского переезда, в случае с «Агентством инвестиционного развития» (АИР) весь этот бэкграунд не просто сохранится, а даже послужит фундаментом будущего успеха создаваемого агентства. И успех – случился.
С 2004 года «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» привлекло в регион свыше 6 млрд долларов инвестиций. В том числе таких мировых лидеров, как американские Guardian, Mars, Coca-Cola, PepsiCo, Praxair, Air Products, Ball, французские Louis Dreyfus, Auchan, Leroy Merlin, Decathlon, FM Logistic, немецкие Sowitec, Evonik, Selgros, Metro, итальянская Enel, сингапурский Olam, финский Fortum, а также российские «ТехноНИКОЛЬ», «Яндекс. Маркет» и многие другие. Большинство реализованных проектов – индустриальные. Хотя, важно оговориться, что привлечение инвестиций – это всё-таки большая командная работа, во главе которой - губернатор Ростовской области Василий Голубев. А «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» просто находится на передовой этой большой командной работы.
При этом опыт донского АИР считается одним из самых успешных в России, его даже специально изучали структуры Всемирного банка.
Сейчас аналогичные специализированные организации по примеру Ростовской области созданы во всех регионах России. Однако, когда в 2016 году главный экономический журнал страны «Эксперт» провел первое большое исследование работы подобных структур, то назвал «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» в числе лучших практик в России, наряду с калужским и ульяновским опытом. Мы действительно лучше многих других умеем находить общий язык с инвесторами, причем из самых разных стран мира.
Локализованные «Агентством инвестиционного развития Ростовской области» новые заводы и фабрики несут ощутимые экономические выгоды всем жителям региона. Что касается деловой журналистики, то она выполняет очень важную общественную миссию – помогает повысить качество и эффективность принимаемых экономических решений. Думаю, если кто-нибудь задастся исследовательской целью - вполне возможно высчитать конкретный и весьма существенный вклад деловых СМИ в рост мировой экономики. Если бы деловых СМИ не было – мир бы точно оказался беднее. Таким образом, получается в профессиональном плане я всю жизнь в экономике занимался только тем, что приносит заметную общественную пользу и имеет высокую социальную значимость. Работа в качестве председателя комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономической деятельности Законодательного собрания Ростовской области абсолютно органично выписывается в этот контекст. Меня интересует и вдохновляет именно такая работа.
- При этом вы продолжаете возглавлять «Агентство инвестиционного развития Ростовской области»?
- Да. Руководство донского парламента видит в этом определенный синергетический эффект, который позволит добиваться более высоких результатов по повышению инвестиционной привлекательности Ростовской области, конкурентоспособности её экономики, локализации в нашем регионе новых проектов.
- А чем будет измеряться результативность работы вашего комитета по экономической политике?
Думаю, период, когда результативность парламента измерялась количеством принятых нормативных актов – проходит. На первый план выходит качество. И если вдруг окажется, что в 2019 году Законодательное собрание Ростовской области примет, допустим, на 15% меньше нормативных актов, чем годом ранее - это вполне может означать позитивный результат и рост качества.
Если мы отменим недействующие или плохо работающие нормы, законы - тоже плюс. Часто предприниматели говорят: не надо нам помогать, просто не мешайте, не ухудшайте наше положение. К сожалению, государство периодически принимает решения, которые ухудшают ситуацию, которые изначально учитывали не полный комплекс последствий. Возможно поэтому у нас никогда не остаются без работы всевозможные комиссии по устранению административных барьеров. Воздержаться от непродуманных решений, вовремя их остановить, скорректировать – это тоже большая и полезная работа, причем донской парламент ведёт её как в отношении регионального, так и федерального законодательства.
В то же время, мы, например, в последние месяцы вместе с областным правительством работаем над инициативами и решениями, которые улучшат инвестиционный климат в Ростовской области, послужат дополнительными источниками роста донской экономики. Речь идёт, например, о создании в нашем регионе Особой экономической зоны промышленно-производственного типа, благодаря которой в Ростовской области появятся новые заводы и фабрики. Мы вместе с областным правительством сейчас, как мне кажется, нащупали практические решения, позволяющие в перспективе снизить тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий. Подготовили несколько важных инициатив, способствующих развитию наших моногородов: Зверево, Гуково и Донецка.
- А как Вы видите экономику будущего?
Мы постоянно должны искать новые драйверы роста экономики. Сейчас, это, например, в первую очередь цифровизация. Если мы посмотрим на ведущие мировые компании по капитализации, то увидим, что лет 20 назад это были, допустим, нефтяные компании и гигант машиностроения General Electric, а сейчас - Apple и Alfabet (Google). Мир перевернулся. Все компании, которые наверху, — это цифровая экономика. Компания №1 на мировом рынке такси (Uber), не имеет ни одного собственного такси, а организация №1 в розничной торговле (ритейле) - Amazon – не имеет собственных магазинов. Цифровая экономика будет проникать во все области. Неслучайно первый экспертный совет, который мы создаём при Законодательном собрании, касается как раз цифровой экономики. У Ростовской области здесь есть обоснованные претензии на лидерство, как минимум в национальном масштабе. Неслучайно, например, в декабре компания «Яндекс. Маркет» свой первый терминал за пределами Московского столичного региона открыла именно в Ростовской области. Теперь донской регион вместе с «Яндексом» и Сбербанком будет растить русского конкурента американской Amazon. И это всего лишь одно из направлений, потенциал цифровизации – огромный. Причём часто можно и нужно начинать с себя. Скажем, одна из первых сфер, где людей успешно заменит искусственный интеллект, — это юриспруденция. Недавно глава донского парламента Александр Ищенко дал поручение «расчистить» областное законодательство, убрать недействующие нормативные акты. Убежден, пусть не сегодня, но завтра, машинный интеллект с подобными задачами будет справляться радикально быстрее и лучше, чем человек. Это может происходить мгновенно, когда появятся соответствующие машинные алгоритмы. И произойдёт это очень скоро. Внесение технических, несодержательных поправок в процессе приведения в соответствие региональных законов федеральным тоже может быть автоматическим. И когда мы увидим, что это работает как часы, подобные вопросы перестанут попадать в повестку заседаний Заксобрания, правки вполне вероятно станут автоматическими. Мы сэкономим время, деньги, человеческие ресурсы, перенаправим их на разработку содержательных законодательных инноваций, где человек ещё долго будет оказываться эффективнее машин.
Автор: Каролина Стрельцова.