«Продемонстрировали, каким будет вклад региона в реализацию нацпроектов»
Игорь Бураков, гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области, прокомментировал итоги участия региональной делегации в РИФ-2019.
На Российском инвестиционном форуме в Сочи инвесторы масштабных проектов, локализованных в Ростовской области, подписали ряд соглашений. Большинство из них касалось наращивания мощностей портов Азово-Черноморского бассейна. Они были выбраны для презентации в Сочи после принятия федеральной стратегии, которая предполагает существенное увеличение экспорта к 2024 году. По прогнозу генерального директора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова, экспорт регионального продовольствия превысит целевой показатель $7,69 млрд, причем случится это раньше установленного срока. С таким показателем на долю региона придется шестая часть всего российского продовольственного экспорта.
— Что дало Ростовской области участие в инвестфоруме в Сочи?
— На РИФ-2019 Ростовская область подписала соглашения на общую сумму свыше 44,5 млрд руб. Инвестиционные проекты, заявленные в соглашениях, касаются разных отраслей: промышленности, ветроэнергетики, ритейла, логистики.
Очень важно, что наш регион удачно вписался в повестку форума, сформированную на основе указа президента №204 от 7 мая 2018 года «О?национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который еще называют суперуказом. Речь идет, в частности, об увеличении к 2024 году несырьевого неэнергетического экспорта до $250 млрд в год, в том числе за счет роста продовольственного экспорта до $45 млрд в год. На достижение этой цели работают нацпроекты «Международная кооперация и экспорт» и «Магистральная инфраструктура».
Ростовская область продемонстрировала, каким будет вклад донского региона в реализацию этих нацпроектов. Одно из ключевых направлений работы, презентованное нами в Сочи,— увеличение портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна. Так, агрохолдинг «Степь» инвестирует 1,1 млрд руб. в строительство зернового терминала в Азове; компания «Морской зерновой терминал» вложит 680 млн руб. в создание универсального перевалочного комплекса для зерновых и генеральных грузов в таганрогском морпорту. В общей сложности на форуме в Сочи мы презентовали шесть актуальных портовых проектов с совокупным объемом инвестиций свыше 9,4 млрд руб.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы увеличения портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна?
— До потолка еще очень далеко. В долгосрочной перспективе возможно удвоение мощностей наших морских портов по сравнению с текущими показателями. Неслучайно в указе президента говорится про Азово-Черноморский бассейн. Роль Ростовской области здесь трудно переоценить: через нее проходит 40% продовольственного экспорта страны. Это главное экспортное окно для российского продовольствия.
Наращивание объемов отгрузки происходит достаточно активно. Например, в прошлом году экспорт через порт Азова увеличился в 1,6 раза.
— Насколько достижим, на ваш взгляд, целевой показатель объема продовольственного экспорта $7,69 млрд, установленный для Ростовской области к 2024 году и предполагающий увеличение в 1,4 раза?
— Мой прогноз таков: мы превзойдем этот показатель раньше 2024 года. Сегодня продукция из Ростовской области отправляется примерно в 135 стран. Несколько лет подряд наш продовольственный экспорт рос двузначными темпами, в последние годы наблюдались периоды, когда рост достигал 30%.
Крайне важно, что региональный экспорт, в том числе продовольственный, диверсифицируется. Когда мы говорим о продовольственном экспорте, все в первую очередь подразумевают пшеницу, но не следует забывать, что мы отправляем на рынки других стран еще и большой объем растительных масел, прежде всего подсолнечного. В последние годы Россия стала одним из крупнейших в мире экспортеров такой продукции. Кроме того, в прошлом году Ростовская область экспортировала, к примеру, овощей и фруктов больше чем на $100 млн.
Помимо этого, в структуре продовольственного экспорта появляется мясо. Довольно долго в этой сфере все были уверены, что наш максимум — потеснить импорт, сделав так, чтобы 90–95% мяса на прилавках было отечественным. Никто прежде не видел здесь экспортный потенциал, а оказалось, что он тоже есть. Хотя пока речь не идет о масштабных поставках. В случае с Ростовской областью пока их скорее можно отнести к тестовым.
Пару лет назад крупнейшим импортером российского продовольствия стал Китай, и именно там недавно появилось наше мясо, хотя Китай сам один из крупнейших производителей мяса в мире. В целом у Ростовской области есть большой потенциал продовольственного экспорта — как в части поставок продукции собственного производства, так и за счет трафика из других регионов.
— Как в связи с диверсификацией изменится экспорт зерновых?
— С точки зрения издержек Россия — мировой лидер в производстве пшеницы. Себестоимость нашей пшеницы одна из самых низких на планете. Конкурировать с Россией по издержкам может разве что Украина. Если мы не столкнемся с искусственными ограничениями поставок нашей продукции на внешние рынки, то российское зерно всегда будет выигрывать у конкурентов.
Экспорт зерна в Ростовской области в 2018 году составил более 20 млн т. Производство зерна в России достигло уровня 120–130 млн т в год. Это позволило стране занять первое место на мировом рынке по экспорту пшеницы. Даже если наши агротехнологии останутся прежними, потенциал производства в обозримой перспективе — 150 млн т в год. На эти объемы можно выйти в течение нескольких ближайших лет.
Между тем, в стране потребляют около 70 млн т, остальное надо отправлять на экспорт. Как следствие, возникнет дополнительный профицит грузов, с которым надо работать. Поэтому на сочинском форуме эта тема стала для Ростовской области центральной, вошла в актуальную повестку всего форума. С учетом региональной составляющей национальных проектов мы сделали экспозицию в портовой, морской стилистике, предложили слоган «Ростовская область — тихая гавань для инвесторов». Одновременно у нас было второе прочтение слогана экспозиции, ее визуальных образов. Термин «тихая гавань для инвесторов» подразумевает экономику, которая стабильно растет, и привлекательный инвестклимат. Эта история как раз про Ростовскую область. В последнее десятилетие экономика региона растет темпами выше национальных. На РИФ-2019 мы показали большое количество компаний, проекты которых успешно локализованы у нас и которые продолжают инвестировать в Ростовскую область.
— Какие проекты из представленных на РИФ-2019, помимо портовых, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания и почему?
— Одно из направлений — развитие «зеленой» энергетики. Регион стал лидером в этой сфере, поскольку сегодня у нас «прописана» примерно четверть всех российских проектов, причем, помимо собственно ветропарков, это еще и производство оборудования для них.
Неслучайно на нашей экспозиции в рамках РИФ-2019 министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и компания «Новавинд», которая является «дочкой» «Росатома», подписали специнвестконтракт. «Новавинд» развивает проекты в сфере ветроэнергетики в стране, и в частности в Ростовской области. С учетом других стартовавших проектов мы станем одним из крупнейших в России производителей оборудования для ветропарков. В частности, в Таганроге, на площадях завода «Красный котельщик», уже запущено производство стальных башен для ветроустановок при участии «Силовых машин», «Роснано» и испанской Windar Renovables S. L. В Сочи подписан инвестконтракт, который касается организации выпуска оборудования для ветроустановок в Волгодонске. Это конкурирующий проект. «Росатом» его реализует совместно с голландской компанией Lagerwey, которую недавно купил немецкий производитель Enercon.
Эти проекты крайне важны, поскольку мы начинаем выпускать продукцию, которую до этого в России вообще не производили. Тот же «Росатом» изучает экспортный потенциал новой продукции. Специнвестконтракт с госкорпорацией касается производства для нужд конкретных ветропарков в Ростовской области и Адыгее, но ветроэнергетика получит дальнейшее, еще более масштабное развитие.
— О каких инвестициях в данном случае идет речь?
— Зачастую, когда подписывается соглашение, его участники исходят из самых консервативных оценок; фактические вложения обычно превышают заявленные. Мы обсуждали с руководителем «Росатома» уже подписанное соглашение Ростовской области и «Новавинда». Изначально планировалось, что компания инвестирует в ветроэнергетику региона не менее 15 млрд руб. Именно под этой суммой год назад подписались «Новавинд» и губернатор Ростовской области. Прошел год, «Росатом» нарастил портфель проектов в этой сфере, и теперь вложения в Ростовскую область уже оцениваются не менее чем в 25 млрд руб. Эту сумму планируется инвестировать до 2024 года в проекты, которые уже законтрактованы.
В то же время не исключено, что мы еще приведем в Ростовскую область новых игроков рынка. И это несмотря на то, что мы уже начали сотрудничать с ведущей компанией энергетического сектора в Европе — Enel. Сейчас проект их ветропарка проходит экспертизу. По плану ветропарк начнет работу в Азовском районе в 2020 году.
— Превысила ли общая стоимость проектов, соглашения о реализации которых были подписаны на РИФ-2019, прошлогодние показатели?
— В прошлом году объем вложений только в один проект — строительство «Автодором» обхода Аксая — составил около 77 млрд руб. Но подобные сравнения сами по себе не показательны. Нет смысла в том, чтобы превосходить результаты предыдущих лет по сумме: важно формировать перспективный проектный портфель.
В этом году в Сочи мы привезли именно те проекты, которые имеют высокий потенциал реализации. Например, производственный проект «Лемакса» и индустриальный парк PNK Group.
Таганрогский завод «Лемакс» инвестирует в производство отопительного оборудования. В России в этой сфере идет активное импортозамещение. Мы с производителями такого оборудования начинали работать еще 12–13 лет назад, когда в стране было засилье импорта. Сейчас его выпуском начинают заниматься российские производители, и «Лемакс» — один из самых заметных игроков. Отечественные компании уже смогли потеснить китайских производителей. В случае с «Лемаксом» речь может идти и об экспорте.
Подобные проекты обеспечивают дальнейшую диверсификацию донской экономики, а это залог ее силы и устойчивости.
— Получают ли инвесторы проектов какие-либо преимущества, публично подписывая соглашения во время форума?
— В этот момент компании официально берут на себя достаточно серьезные обязательства. Проекты анонсируются совместно с губернатором, и в дальнейшем это является для них стимулом. После подписания проекты включают в «губернаторскую сотню». Это означает, что глава региона будет на регулярной основе интересоваться ходом их реализации. Такой подход серьезно дисциплинирует. Кроме того, о старте проектов узнает широкая общественность.
Сочинский форум — хорошая площадка, на которой собираются российские и иностранные компании. Когда они видят динамику развития донской экономики, слышат о новых проектах в Ростовской области, это благоприятно сказывается на имидже региона, способствует его продвижению. Чем насыщеннее история успеха, тем проще привлекать новых потенциальных инвесторов; их круг стремительно расширяется.
Беседовала Елена Шепелева.